Проблемы экологической безопасности в России.

Президент Общероссийского
общественного объединения
“Экологический Фонд России”
д.э.н. проф. В.Ф. Протасов

Проблемы экологической безопасности в России,
(не пришлось бы жить в противогазе).

Процесс деградации окружающей природной среды, все углубляющегося экологического кризиса, принял необратимый характер. Скорость деградации природной среды намного превышает скорость восстановления ее. и жизнь населения России из-за снижения социальных и эколого-экономических условии, сложившихся за последние 15 -20 лет при переходе к либерально-рыночной экономике, находится под угрозой ухудшения

И если эта тенденция деградации природной среды будет продолжаться так и далее, то возможно наступление тотальной экологической катастрофы уже в конце настоящего XXI столетия. Она будет проявляться через уменьшение концентрации кислорода в атмосфере, нарушение цикла по углероду, азоту, фосфору, недостатка водяных паров и других глобальных процессов. Сегодня Россия находится на 74 месте в мире по чистоте и занимает 3 место по выбросам загрязнителей в окружающую среду.

Темпы деградации окружающей природной среды возросли с началом внедрения в России неэффективных социально-экономических реформ, с переходом к криминально-рыночному капитализму, когда коммерсанты. олигархи стали экономить на природоохранных мероприятиях, с нарушением принципов экологизации производства и развития системы “Природа - общество”, с отбросом научно-технического развития страны на многие десятилетия назад.

Экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическим последствиям для всего живого на Земле, несравнимы ни с какими другими проблемами. Руководство Российской Федерации, население должны осознать, что деградация окружающей природной среды представляет собой значительно большую угрозу для будущего и болезненнее для народа, чем даже военная агрессия, ведение глобальных и малых войн. За ближайшие несколько десятилетий человечество способно ликвидировать нищету и голод, избавиться от социальных пороков, возродить культуру,если на это появятся деньги.

Характерный пример: чтобы река Москва была чистой, необходимо 250 - 300 лет не сбрасывать в нее никаких загрязнителей. Однако, в нынешних условиях это невозможно, а значит, река Москва обречена. И таких рек в России тысячи! А население России из них пьет воду.

Таблица 1 .
Регионы с очень острой экологической ситуацией.

Регион

Экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием

Кольский п-ов

Нарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение атмосферы, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Московский регион

Загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, утрата, продуктивных земель, загрязнение почв, деградация лесных массивов

Северный Прикаспий

Нарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, истощение загрязнение вод суши, загрязнение морей, истощение рыбных ресурсов, вторичное засоление и дефляция почв, загрязнение атмосферы, нарушение режима особо охраняемых территорий

Среднее Поволжье и Прикамье

Истощение и загрязнение вод суши, нарушение земель горными разработками, эрозия почв, оврагообразование, загрязнение атмосферы, обезлесение, деградация лесных массивов

Промышленная зона Урала

Нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв, утрата продуктивных земель, деградация лесных массивов

Нефтегазопромысловые

районы Западной Сибири

Нарушение земель разработкой месторождений нефти и газа, загрязнение почв, деградация оленьих пастбищ, истощение рыбных ресурсов и промысловой фауны, нарушение режима особо охраняемых территорий

Кузнецкий бассейн

Нарушение земель горными разработками, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв, утрата продуктивных земель, дефляция почв

Районы оз. Байкал

Загрязнение вод и атмосферы, истощение рыбных ресурсов, деградация лесных массивов, оврагообразование. нарушение мерзлоты режима почвогрунтов. нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Норильский

промышленный

район

Нарушение земель горными разработками, загрязнение воздуха и вод. нарушение мерзлотного режима почвой грунтов, нарушение режима охраняемых лесов, снижение природно-рекреационных качеств ландшафта

Калмыкия

Деградация естественных кормовых угодий, дефляция почв

Новая Земля

Радиоактивное загрязнение

Зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС

Радиационное поражение территории, загрязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв

Рекреационные зоны побережья Черного и Азовского морей

Истощение и загрязнение морей и атмосферы, снижение и потери природно-рекреационных качеств ландшафта, нарушение режима особо охраняемых территорий

Можно привести наименование десятков, сотен, тысяч городов и поселков с максимальной концентрацией бенз(а)пирена. окиси углерода, фенола, диоксида азота, аммиака, сероуглерода, диоксидов, радиоактивных и других загрязнителей с превышением предельно-допустимых концентраций (ПДК) в 5-10 раз и более, в которых жить стало небезопасно для здоровья.
Посмотрите таблицу 1 и убедитесь в Российской Федерации осталось крайне мало регионов экологически безопасных для жизни людей. Есть только, отдельные мало загрязненные районы в Западной и Восточной Сибири, в районах вечной мерзлоты, да и в природоохранных зонах и заповедных местах.
Выполненные исследования учеными ЮНЕСКО (с участием Российских ученых) о тенденциях изменения окружающей среды до 2030 г.. таблица 2, показывают, что изменения за последние 8-20 лет отрицательные тенденции изменений окружающей среды в условиях жизни человека не только не уменьшились, но скорее увеличились, и в перспективе можно ожидать или их рост или сокращение. Так. несмотря на принимаемые меры по очистке, концентрация двуокиси азота в атмосфере возрастает ежегодно на 0,25%. Практически над всем Северным полушарием Земли располагается стабильная повышенная концентрация серы, которая на востоке США и в центральной и восточной Европы превышает фоновую в 10-15 раз. Вся эта зона представляет собой зону риска кислотных дождей.
Абсолютно все глобальные тенденции ухудшения экологической ситуациираспространяются на территории России. Более того. Россия выступает как один из регионов, вносящих существенный вклад в развитие, сохранение и усиление отрицательных глобальных экологических тенденций. Этот вклад даже отрицательно выше вклада других стран, так как ресурсы и энергопотребление на единицу валового национального продукта в России в 2-3 раза выше, чем в других странах Западной Европы и в США, и в 5-6 раз выше, чем в Японии. Кроме того, природные особенности России, также в частности, как большие площади заболоченных земель, а так же вечной мерзлоты, по-видимому, способствуют усилению некоторых антропогенных воздействий, увеличивая выбросы загрязнителей в результате разрушения естественных сообществ организмов и деградации среды в этих регионах.
К 2030 году наблюдается рост потребления первичной биологической продукции на
80-85% - на суше и 50-60% - глобальное. Рост концентрации парниковых газов в атмосфере, ускорение концентрации СО2 и СН2 за счет разрушения биоты. Увеличение тенденции по мере разрушения биосферы, сокращение числа видов организмов на 25%) к 2050 г.
Деградация земель: рост эрозии и загрязнения. Качественное истощение вод суши. Рост бедности, нехватка продовольствия, высокая детская смертность. Расширение территории инфекционных заболеваний, появление-новых болезней и т.д.

T а б л и u a 2
Тенденции изменений окружающей среды.

Характеристика

Тенденции и 1972-1990 гг.

Сценарий на 2030 г.

Потребление первичной биологической продукции Рост потребления: 40% - на суше, 25% -глобальное (оценка 1985 г.) Рост потребления: 80 - 85% - на суше. 50 -60% - глобальное
Изменение концентрации парниковых газон в атмосфере Рост концентрации парниковых газов от десятых до первых процентов ежегодно Рост концентрации, ускорение роста концентрации С02 и СН4 за счет разрушения биоты
Истощение озонового слоя, poст озоновой дыры в Антарктиде Истошение озонового слоя па 1 - 2% ежегодно. ежегодный рост площади озоновой дыры Сохранение тенденций даже при прекращении выброса хлорфтор-углеродов к 2000 г.
Сокращение площади лесов, особенно тропических Сокращение со скоростью от 117 (1980 г.) до  180±20 тыс. км2 (1989 г.) в год: лесовосстановление относится к сведению как 1:10 Сохранение тенденции. сокращение площади лесов в тропиках с 18 (1990 г.) до 9-11 млн. км2 (2030 г.): сокращение площади лесов умерен-ного пояса
Опустынивание Расширение площади пустынь (60 тыс. км”), рост техногенного опустынивания Сохранение тенденции, возможен рост темпов за счет уменьшения влагооборота на cvшe
Деградация земель Рост эрозии (25 млрд. т ежегодно), снижение  плодородия.  накопление загрязнителей, закисление.засоление Сохранение тенденции, рост эрозии и загрязнения
Повышение уровня океана Подъем уровня океана на 1 - 2 мм/год Сохранение тенденции. возможно ускорение подъема уровня до 7 мм/год
Исчезновение видов организмов Быстрое исчезновение видов Усиление тенденции по мере разрушения биосферы, сокращение числа видов на 25% к 2050 г.
Качественное истощение вод суши Рост объемов сточных вод. точечных и площадных источников загрязнение, числа поллютантов и их концентрации Сохранение и нарастание тенденции
Накопление поллютантов в средах и организмах, миграция в трофических цепочках Рост накопления массы  и  числа поллютантов в средах и организмах, рост радиоактивности среды Сохранение тенденции и возможное усиление
Ухудшение условий проживания людей, роет генетических заболеваний и заболеваний, связанных с экологическими нарушениями, появление новых болезней Рост бедности, нехватка продовольствия, высокая  детская  смертность,  высокий уровень заболеваемости, необеспеченность чистой питьевой водой в развивающихся странах: проживание в зонах высокого загрязнения.  рост  генетических заболеваний, высокий уровень аварийности, рост потребления лекарств, рост аллергических заболеваний в развитых странах, пандемия СПИД в мире Сохранение тенденции, рост нехватки продовольствия. рост генетических заболеваний и заболеваний, связанных с экологическими нарушениями, расширение территорий инфекционных заболеваний, появление новых болезней

Таким образом, перспективы сохранения окружающей среды до 2050 г. вызывают озабоченность.
Россия по разрушению системы “Природа - общество” находится в состоянии близком к критическому состоянию и невольно возникает вопрос, а возможно ли приостановить этот процесс разрушения? Безусловно, возможно, но только приостановить. Для этого необходимо обществу опереться на ясное представление о возможном будущем.
Обществу надо понять, что реально можно предпринять, вначале для стабилизации, а затем выхода из экологического кризиса усилиями всего народа и наметить определенную стратегию действий.
Сегодня много сказано, написано о загрязнении окружающей природной среды. Целью и задачей настоящей публикации является: назвать конкретные меры по предотвращению дальнейшего разрушения природной среды, экологизации производства и экономики, экологической безопасности России.
Первоочередными задачами нашего общества по выходу из экологического кризиса в России и обеспечения экологической безопасности следует считать.

1. Совершенствование законодательной природоохранной базы.

Президент, Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, как федерального, так и регионального уровня власти. Государственная Дума России предпринимают определенные меры по экологическому возрождению России, социально-экономическому развитию. Приняты новые, обновлены старые нормативно-правовые законы, постановления с учетом совершенствования развития рыночных отношений.

В новой редакции приняты Законы: “Об охране окружающей среды”, “Об охране атмосферного воздуха”. “О недрах”. “О животном мире”. “О плате за пользование водными объектами”. “Об особо охраняемых природных территориях” и другие. Безусловно, они окажут влияние на улучшение нормативно-правовой базы природоохранной деятельности, но не обеспечивают экологической безопасности населения России и сохранения окружающей природной среды.

Более того, наряду с принятыми законами по охране окружающей среды, с учетом экологической обстановки в стране, представляется опасным принятие таких законов и решений, которые разрешают ввоз в Россию из-за рубежа “‘облученного ядерного топлива (ОЯТ), превращая страну в свалку ядерных отходов; разрешают перевод лесов первой группы, так называемых водоохранных и климатообразующих, в группу нелесных, разрешающих в них вырубку леса и других.

Принятые не так давно “Земельный кодекс Российской Федерации” и “Лесной кодекс Российской Федерации” привели к ослаблению механизмов государственного управления лесами и землями и ведут к крупномасштабным региональным катастрофам. Только “коммерсанты” России могут миллионами м3 продавать необработанный лес-кругляк.

Закон “О недрах Российской Федерации”, продолжается разбазаривание природных ресурсов. В погоне за прибылью отрабатываются наиболее богатые участки по содержанию месторождении нефти, газа, металла, руды, лучшие участки леса и т.д. Только один пример расточительного использования природных ресурсов: среди развитых стран в России самая низкая эффективность лесопиления. Продуктивность лесов в Финляндии превышает аналогичный Российский показатель в 3 - 4 раза, а уровень дохода с 1 гектара - в 10 - 15 раз. Доля России в мировом экспорте необработанной древесины составляет 35%, в то время как в Канаде - 3.5 %. в Финляндии - 0.3 %.

На наш взгляд, в целях совершенствования экологического законодательства, экологической защиты населения и повышения качества окружающей природной среды, охраны здоровья населения назрела необходимость принятия в самое ближайшее время следующих нормативно-правовых решений (законов, кодексов):

“О социально-экономических гарантиях населения”:
“Об экологической безопасности”;

“Об охране почв”;
“Об обращении с радиоактивными отходами”:
“О питьевой воде и питьевом водоснабжении”;
“О плате за негативное воздействие на окружающую среду”;
“О газификации России”;

“О гарантиях бесплатной и качественной медицинской помощи населению”.
На реализацию этих законов, кодексов следует средства выделить из Стабфонда, и народ не надо пугать, что это вызовет инфляцию.
Принятие вышеназванных федеральных законов, кодексов явится важным фактором в совершенствовании системы управления экологического, экономического комплекса задач, в совершенствовании правовой базы обеспечения экблогической безопасности страны и создания необходимых предпосылок для повышения качества жизни людей по сравнению с другими высокоразвитыми странами Европы.

2. Сохранение национального богатства страны.

Если 1 5-20 лет назад говорили, что Россия может превратиться в сырьевой “придаток” Запада, то сегодня можно утверждать, что Россия уже превратилась в такой сырьевой “придаток”. Вначале “перестройки” - на пути к капитализму было передано частным компаниям без конкурсной основы: 64 процента разведанных запасов нефти: 63 процента газа: 86 процентов алмазов; 71 процент золота и т.д. И. конечно, бизнесмены устремились продавать добываемое сырье западным странам в ущерб развитию народного хозяйства России. Сегодня многие страны покупают сырье у России и перепродают его в третьи страны по более высоким ценам и имеют значительную прибыль. Так. Израиль, не владеющий месторождением алмазов, за счет поставок из России алмазного сырья, является крупным монополистом в мире по поставкам необработанных алмазов и бриллиантов.
Так как цены на Западе, в долларовом исчислении, на природном сырье значительно выше, чем наши внутренние, это, безусловно, оказало влияние на рост цен на все виды продукции, производимой в России, в том числе на продукты питания, и оказало негативное влияние на снижение темпов сооружения новых объектов, реконструкции предприятий, создание новой техники из-за роста стоимости материалов, оборудования, тарифов на электроэнергию, грузоперевозки и т.д.
В ущерб народному хозяйству сегодня львиная доля сырьевых ресурсов поставляется на экспорт: нефти - более 50%. газа - более 30%. алюминия - более 90%, никеля - более 80%, меди, вольфрама, молибдена в пределах 60-70%. цинка -около 50% и т.д.
Разве может нормально развиваться народное хозяйство России при внутреннем потреблении никеля в отдельные годы всего по 8,0 -10,0 тыс.т при его производстве 260 -290 тыс.т в год? Более того внутреннее потребление никеля на уровне 8,0>10,0 тыс. т в год подтверждает значительное отставание технического уровня в России по сравнению с передовыми странами Запада. Аналогичная картина и с другими сырьевыми ресурсами. Нельзя считать нормальным положением по продажам за рубеж газа в таких объемах, при газификации в России всего на 54% (в городах - 61% и сельской местности - 36%). В 100 км от Москвы люди не понимают, почему в стране, добывающей столько энергоресурсов, они по-прежнему, как и 200 лет назад, обогреваются и готовят еду при сжигании в печках дров? При таких холодных зимах? Где право на цивилизованную жизнь? Оно должно гарантироваться государством, вне зависимости от достатка человека.
Это значит - хищнически используя месторождения природных ресурсов -загрязнением окружающую природную среду при их добыче и переработке и обеспечиваем высококачественным сырьем западных партнеров в ущерб экологическим и экономическим интересам России е ее населению.
Чтобы исправить сложившееся неправильное соотношение экспорта с внутренним потреблением необходимо:

  • пересмотреть имеющиеся договоры об экспорте сырья, исходя, прежде всего, из
    интересов народного хозяйства России, а не обогащения отдельных коммерсантов,
    олигархов.
  • необходимо с особой осторожностью подходить к привлечению зарубежных фирм к эксплуатации природных ресурсов страны, а также к экспорту сырья без ущерба развития отечественной экономики;
  • прекратить бесконтрольную передачу в аренду месторождений, продажу, раздачу земли. Она должна повсеместно передаваться без выкупа тем, кто ее обрабатывает, при категорическом запрещении перепродажи по не назначению;
  • усилить экологические ограничения на хозяйственную деятельность при добыче ресурсов и их переработке.

Имеется в виду, что повсеместно на всех загрязняющих природу предприятиях, вне зависимости от форм собственности, должны быть введены ограничения годовых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по территориям и экосистемам с учетом их поэтапного снижения и доведения в итоге до нормативного уровня.

3. Проблема обеспечения экономической и экологической безопасности.

Обеспечение экологической безопасности становится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая все большее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства. Среди важнейших составляющих экологической безопасности страны - решение проблем внедрения новых, экологически безопасных производств, машин и оборудования, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств, как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве.
В последние 18-20 лет погоня за “Америкой” в демократизации общества, в свободной торговле, либерализации (”жить по понятиям, а не по законам”), позорная распродажа крупных предприятий (автозавода “Москвич”), внедрение грабительской приватизации государственной собственности, и организации липовых залоговых аукционов (”Норильский никель”), введение налоговой системы (банкротящей и хорошо работающие предприятия), привели к неэффективной экономике, к снижению качества жизни населения.
Можно спросить - какие за последние 15-17 лет построены новые крупные предприятия, которые бы обеспечивали рост ВВП не за счет экспорта нефтегазовых ресурсов? Посмотрите сборник Росстата - “Россия в цифрах”. Их мало! Продолжают работать на нынешних бизнесменов построенные в советское время: Норильский ГМК, МК “Северсталь”, Магнитогорский ГМК и Нижне-Тагильский металлургический комбинат, заводы-гиганты, машиностроения в Санкт-Петербурге. Ростове-на-Дону. Москве и т.д.. В условиях рыночной экономики многие заводы, рудники, фабрики, практически ликвидированы, якобы из-за нерентабельности или загружены всего на 30-40%. Это положение подорвало экономический потенциал страны, был потерян ресурс научно-технического развития, о чем свидетельствует снижение потребления сталепродукции, нефти и нефтепродукции, металлов цветной металлургии, строительных материальных на душу населения России, которое приближается к уровню Гвинеи, Эфиопии и других малоразвитых стран Африки, Азии.
За годы экономических реформ в России снизилось потребление на душу населения нефтепродуктов - более” чем в 2 раза, стали - более чем в 3 раза, меди - более чем в 2.5 раза, никеля - более чем в 3 раза, цинка, свинца - более чем в 2 раза.
Этот показатель является индикатором технического уровня развития народного хозяйства, показателем уровня развития научно-технического развития в стране.
В развитых странах потребление на душу населения в 10 раз больше алюминия, почти в 8 раз больше меди, в 5 раз больше цинка, свинца, чем в России.
Значительно снизилось на душу населения производство и потребление качественных продуктов питания (мяса, масла, фруктов). В магазинах эти продукты появились, но большинство населения их не покупает, поэтому и стало их “изобилие”, так как, по данным “ЮНЕСКО в стране проживает около 50% за чертой бедности.
Качество жизни населения зависит не менее чем на 50-60 процентов от качества окружающей среды, в которой человек живет, отдыхает и работает; от качества продуктов питания, качества лекарств, качества питьевой воды и т.д. Продается населению некачественной воды - до 75 процентов, мясомолочных продуктов- 45-50 процентов, водки -до 70 процентов, каждая четвертая таблетка -подделка и т.д. Так, только от “паленой” водки в год погибает около 35 тыс. человек. В стране с этим злом не могут справиться.

4. Опасность потерь и расхищения природных ресурсов при переходе клиберальной рыночной экономике.

В физическом выражении потери невозобновляемых природных ресурсов в России весьма значительны. В среднем потери при добычи составляют: хромовых руд - 28 процентов, калийной соли - 61.0 процент, соли поваренной- 46.0 процентов, угля - 14,9 процентов, нефти из пластов извлекается не более 30 процентов. При добыче нефти в России теряется 8-10 млрд. м природного газа - сжигается в факелах (что равняется, примерно, объему потребления газа в быту населением России за год). Еще более трагична проблема с использованием леса, как ранее отмечалось. Только за год из 336 млн. м вырубленной древесины на лесосеках и лесовозных дорогах брошено 35 млн. м”\ не считая потерь при лесосплаве; при переработке древесины в отходы уходит около 30 процентов и т.д.
При переходе к либеральной экономике использование природных ресурсов: леса, богатств недр, стало более интенсивным за счет увеличения вывоза за рубеж коммерсантами, при ослаблении государственного регулирования этого процесса.
Некоторые, недостаточно четкие формулировки закона о местном самоуправлении, оставили лазейки для нерационального использования природных ресурсов. Конечно, старая система выкачивания центральными ведомствами природных ресурсов из областей и республик была не лучше. Но замена ведомственности на местничество оказывается еще более опасной и также ведет к безвозвратной потери ресурсов. Право собственности на ресурсы еще не означает права бесконтрольного распоряжения ими, государству в интересах всего населения необходимо более четко регламентировать природопользование, независимо от форм собственности. Так, владелец леса во Франции не имеет право срубить дерево без соответствующего разрешения органов власти.
В связи с этим важной задачей является определение баланса интереса собственника (пользователя), отдельных территорий и всего государства.

5. Проблема борьбы, с радиоактивными и химическими загрязнениями территории России

Выдвигается на первый план, среди других экологических проблем
ввиду огромных масштабов и опасных последствий радиоактивного и химического
загрязнений. Чтобы представить масштабы радиоактивного загрязнения, достаточно
ознакомиться с картой объектов радиационного риска Арктики и Севера России и с публикациями по радиационному загрязнению в специальном информационном выпуске международного экологического журнала “Эконорд”. Крайне опасной стала радиационная обстановка в Карском море и на Дальневосточных акваториях Тихого океана с затоплением отслуживших свой срок атомных подводных лодок. Сегодня, как никогда стали экологической угрозой, не только для России, но и мира, произведенные захоронения отравляющих веществ в 1946 - 1947 гг. акваториях Балтийского моря. Ученые Института Океанологии им. П.П.Ширшова РАН (г. Калининград), обследовавшие места захоронения отравляющих веществ в затопленных корпусах кораблей, выяснили, что за 60 лет корпуса от коррозии изрядно разрушились и возможны выбросы фтора, хлора. Не случайно в Калининградской области на 13% возросло количество онкологических заболеваний, частота заболеваний бронхиальной астмой увеличилась на 40%. Специалисты утверждают, что максимум через 10 лет на Балтике может разразиться мощная экологическая катастрофа. Известные случаи загрязнения окружающей среды требуют незамедлительных мер по совершенствованию системы защиты населения не только от радиоактивных загрязнений, но и защиты населения от особо опасных токсичных веществ (таких как диоксины, полихлорбефинилы, бензапирены. пестициды и др.). Это под силу только государству при условии более четкой организации служб охраны природы и взаимодействия различных инспекций на областном, городском и районном уровнях без дополнительных денежных средств.

6. Ликвидация экологического беспорядка в стране.

Если общий экологический беспорядок условно принять за 100 процентов, то значительная его часть (30-40 процентов) придется на последствия “местной” бесхозяйственности.
Не надо никаких затрат и капитальных вложений, чтобы избавиться от “ползучей” радиации в школах, вузах, научно-исследовательских институтах, поликлиниках, больницах, на отдельных предприятиях и объектах, на свалках. Обилие открытых мусоросборников, помоек и т.п. в городских поселениях привели к резкому увеличению грызунов, бездомных животных, являющихся переносчиками инфекционных болезней (в Москве почти все, за исключением находящихся в центре, мусоросборники, помойки -открыты).
Крупные города, особенно Москва. Санкт-Петербург, “обросли” бессистемной застройкой торговых палаток, сараев, гаражей, самопроизвольных свалок бытовых и промышленных отходов, потерян облик, архитектура городов. Около большинства магазинов, торговых палаток, столовых и даже около жилых домов горят костры на неорганизованных свалках из тары, отходов. И никому нет до этого дела в местных органах управления районов и городов. При нерешении экологических, транспортных проблем, продолжается интенсивно застройка центров в крупных городах (Москва, Санкт- Петербург, Н-Новгород, Самара), тем самым, увеличивая загрязненность городов и создание транспортных “пробок”. Транспортные “пробки” - это бич, прежде всего по загазованности воздушной среды городов.
Создается впечатление, что загрязнение окружающей среды в местах проживания населения, отдыха и работы вышло из-под контроля государственных природоохранных и санитарно-эпидемиологических организаций России, руководителей мегаполисов. Точечная застройка городов ведется без учета экологической и транспортных возможностей, без учета нормального их функционирования.

7. Переработка и использование отходов.

В Российской Федерации ежегодно образуется около 7-8 млрд. т отходов; из них вторично используется только 2-2.5 млрд. т, т.е. около 28%. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 90 млрд. т только твердых отходов, при этом изымаются из хозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земли. Сконцентрированные в отвалах, хвостохранилищах и свалках отходы являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений.
Большую тревогу вызывают накопления в отвалах и свалках токсичные и экологически опасные отходы, общее количество которых достигло 1,7 млрд. т, что ведет к необратимому загрязнению окружающей среды. Согласно данным инвентаризации, в стране ежегодно образуется 75-80 млн. т высокотоксичных отходов, из них перерабатывается и обезвреживается лишь 18-20%. Ежегодно из более чем 4 млн. т отработанных масел, утилизируется не более 5-10%, а остальные сжигаются и сливаются по всей территории страны.
Следует особо выделить проблемы, связанные с образованием и обезвреживанием бытовых отходов (ТБО) и осадков сточных вод. Переработка ТБО в стране решается крайне недостаточно, т.к. идет дальнейшее их нарастание (накопление). Общая мощность мусоросжигающих и мусороперерабатывающих заводов составляет около 5-7 млн. год.т.е. всего 3,5-4% общего объема образующих ТБО. В основном отходы зарываются в землю, где гниют десятилетиями, а это. нередко сопровождается образованием диоксинов.
По прогнозам специалистов, в ближайшие 10-15 лет, объем, накапливаемый за год ТБО в России увеличиться в 1.5-2 раза. Однако, единой программы в стране по сокращению загрязнения окружающей среды отходами и экономии природных ресурсов за счет максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот нет. Отсутствует и единая информационная система по отходам. А сколько неучтенных отходов в стихийно образующихся свалках? Существующая реализуемая программа “Отходы” не решает проблемы дальнейшего предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Свалки наступают на города, природу и жителей. Это видно по Москве, которая может через 10-15 лет “задохнуться” от увеличивающегося газа от транспорта, пыли и грязи от реагентов (особенно магния, кальция и хлора), бытовых отходов и всевозможных свалок; грязные рекламы и грязных палаток. На ряде улиц загрязненность тяжелыми металлами составляет с превышением норм в 5 раз.

8. Экологическое воспитание населения.

Уровень экологической культуры, экологических знаний населения России одно из самых низких среди развитых стран Европы. Из-за низкой экологической культуры люди не осознают приближающейся экологической катастрофы, и в целом безучастны в охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и природопользования не уделяется должного внимания - стали исключаться из учебных программ экологические дисциплины. Нам Минресурсов РФ сообщило, что экологическим образованием оно не обязано заниматься. Далеко не во всех учебных заведениях введены дисциплины по экологии, охране окружающей среды и рациональному природопользованию. То нет учебников, то нет преподавателей, то нет времени, то нет денег. Организация лекций и проведение занятий об охране окружающей среды в рабочих’ коллективах на предприятиях стало редким явлением. Руководители всех уровней в России: министры, губернаторы, чиновники, занимающиеся образованием, - не придают должного внимания экологическому просвещению населения.
Экологической просвещение - должно быть первой, одной из главных забот руководства страныв целях экологического возрождения России.
Без достаточных экологических знаний мы не достигнем экологического возрождения.
Из-за экологической безграмотности люди привыкли к безнаказанности загрязнения: все вокруг бросают, загрязняют и не убирают за собой. Пора бы ввести штрафы на людей -”загрязнителей природы”, как за рубежом. В Сингапуре двух граждан ФРГ за брошенные на мостовую окурки приговорили к наказанию палками, в Японии штраф за это (равно, как за плевок на землю) составляет 2 тысячи йен (120 долларов); в Турции еще больше, в Китае -всего лишь 3-6 долларов, а в России -ничего.
Практика надзора и контроля по охране окружающей среды в России свидетельствует о том. что большинство, как крупных, так и малых экологических нарушений допускается населением в связи с крайне низкими экологическими знаниями и экологической культурой поведения, отсутствием экологической подготовки руководящих органов власти контроля, хозяйствующих субъектов. Слабую организацию экологического образования объясняют, прежде всего, отсутствием денег на это мероприятие. В сельских, районных библиотеках практически нет экологической учебной литературы. Российские бизнесмены рубля жалеют на оказание помощи библиотекам в приобретении экологической литературы, особенно библиотекам средних школ, находящихся в районах расположения предприятий-загрязнителей.

9. Решение межгосударственных экологических проблем.

Здесь речь идет о создании общего экологического пространства СНГ. В обозримом будущем это пространство должно быть единым не только в рамках СНГ, но оно должно сомкнуться с уже существующими Европейскими и Азиатскими экологическими пространствами, где действуют общие экологические правила поведения, формируются и решаются согласованные задачи по улучшению качества среды и условий жизни.
Без международных программ нельзя приостановить трансграничные переносы загрязняющих веществ из стран, соседствующих с Россией. Так, “импорт” свинца, кадмия и других загрязнителей в Россию из Польши. Германии и Швеции превышает их “экспорт” из России. Велик “импорт” загрязнителей в Россию из Украины. Белоруссии, Литвы, Финляндии.
Без совместных экологических программ не будут решены проблемы Балтийского, Черного и Каспийского морей, Кольского п-ова, Арала и оз. Ханка (на границе с Китаем). Политика политикой, экономика экономикой, но природа ждать не будет, необходимо незамедлительно разрабатывать и принимать межгосударственные соглашения по названным и другим природным объектам. Для “галочки” - эти программы есть, но их крайне недостаточно, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение природы.

10. Разработка государственной программы “Экология и здоровье человека”.

Чтобы улучшить среду обитания человека, необходимо разработать и постепенно реализовывать практическими мерами программу “Экология и здоровье человека” на каждом предприятии, в каждом регионе, городе, населенном пункте России, особенно в настоящее время, при вымирании населения за год на 700 - 800 тыс. человек.
Какие параметры должны быть определены для проживания человека в окружающей среде обитания? Население этих параметров не знает. Сегодня человек является экологически беззащитным. Он может работать и жить в местах, где радиация, загазованность превышают в десятки и сотни раз нормы, не зная об этом. Он может употреблять пищу с содержанием нитратов и тяжелых металлов, опасных для жизни, не зная об этом. Это сложная проблема, но требует незамедлительного решения в условиях России, где идет снижение численности населения, где 2 млн. детей беспризорных. 700 тыс. детей- инвалидов и около 4-6 млн. человек бездомных.
Анализ заболеваемости населения, наложенный на демографическую структуру и социальные аспекты, дает основную характеристику территории, называемую экологическим риском. Степень экологического риска - это не характеристика среды, а характеристика человека, находящегося в данной среде, его возможность, заболеть, повредить какую-либо жизнеобеспечивающую систему, например, генетическую. Экологический риск в отличие от также необходимого показателя ПДК - очень важная социальная характеристика. Если сказать человеку, что он вдыхает 10 веществ, каждое из которых превышает предельную норму, то такое сообщение лишь чисто абстрактно встревожит его ум и сердце. Но если сказать ему. что степень риска для его ребенка заболеть раком при длительном воздействии этих веществ составляет 80 процентов, то он либо уедет, либо выйдет на забастовку, либо превратиться в экологического луддита.
Вызывает большую тревогу у общественности публикация в 2006г. американского Blacksmith institute об отнесении трех точек в России: г.г. Норильск, Дзержинск (Нижегородский), пос. Рудная Пристань (Приморье), в которых проживает более 0,5 млн. населения - к числу 10 точек самых загрязненных в мире, и поставленных по опасности для человека в один ряд с Чернобылем.
Кто несет ответственность за здоровье населения в России? Никто! Россия имеет: первое - огромную заболеваемость; второе - плохое выявление; третье - у людей не хватает денег на операции, а количество квот Минздравом ограничено. Не всем детям хватает денег на операции. В связи с этим, если мы хотим поправить демографию (рост населения), необходимо срочно принять Закон “О здравоохранении, о гарантиях бесплатной и качественной медицинской помощи населению”. В России есть закон об охране здоровья, но не о Здравоохранении населения, - это разные понятия, как отмечает академик Н.Ф. Герасименко. Необходимо, чтобы была государственная ответственность за здоровье населения. Сегодня в России на первом месте - смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) - 56,7%, страдают ими 22 млн. В 1990-х годах умирали 4,4 человека на тысячу населения, а по оценке 2006 г. эта цифра возросла до 9,4 - более чем в два раза (в западных странах наблюдается обратная тенденция - резкое снижение смертности из-за ССЗ).
Далее, потребность операции на сердце как в аортокоронарном шунтировании, так в установке стентов (эластичных сетчатых трубочек) у нас составляет почти 300 тысяч, а делается всего лишь 17 тыс., в 20 раз меньше от потребности (оценка акад. Н.Ф. Герасименко). Он же оценивает, что причиной инфарктов и инсультов является ишемическая болезнь сердца, в основе которой лежит атеросклероз. Главный диагностический способ - выявления холестериновых бляшек, проводящих к тромбозу и инфаркту (на сердце), гангрене (в нижних конечностях) или к инсульту (в головном мозгу). Диагностика сужения сосудов является посредством ангиографии. Минимальная потребность в коронарной (для сердца) ангиографии составляет один миллион исследовании в год, а в России делается всего 40 тысяч. И все это происходит из-за квот Минздрава, из-за отсутствия денег.
В России за последние десятилетия туберкулез приобрел характер эпидемии. На 100 тыс. населения приходится 205 больных туберкулезом - такого уровня заболеваемости нет ни в одной развитой стране мира.

11. Государственная поддержка общественного экологического движения.

Никакие государственные, региональные экологические программы не могут быть реализованы без широкой поддержки общественности.
На каждом предприятии (в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии (в цехе, на предприятии и т.д.). Эти комиссии обязаны совместно с администрацией выявлять все источники загрязнения окружающей среды и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению.
Общественное экологическое движение необходимо организовывать на каждом предприятии, в каждом городе, районе так. чтобы работающие и население не только митинговали по поводу экологических нарушений, но и принимали самое активное участие в разработке и внедрении экологических программ для всех сред их обитания.

12. Интеграция экологии, экономики, политики.

Идут дискуссии стабилизирующей роли экологии в развитии экономики и выборе политических решений, высказывается идея о необходимости интеграции экологии, экономики и политики.
Если в XXI веке не произойдет интеграции экологии, экономики и политики и преобразования общественного развития при новых формах управления обществом, то последнее слово скажет деградирующая биосфера. Населению надо понять, что общество всеобщего изобилия вплотную приближается к пропасти. Начавшийся общемировой экономический кризис будет иметь затяжной характер. Он “достанет” и ныне развивающиеся и процветающие Японию. Швецию, Германию, США и другие страны, так как причина кроется в необратимом разрушении биосферы, как самовоспроизводящей системы. Институт частной собственности не переживет затяжной стагнации. И мировое общество будет вынуждено перейти к тотальному государственному регулированию, регламентированию всех сторон личной и общественной жизни, включая деторождаемость.
По данным ООН. из 6 млрд. человек в мире - 2 млрд. не знают, что такоe электричество и им не пользуются. 1 млрд. человек не умеет ни читать, ни писать. Каждый день умирают от голода 35-40 тыс. человек.
Без самоограничения человечеству не выжить, не хватит места на планете. Возможна отсрочка “нулевого роста численности населения”, и человечество, скорее всего, придет к нему относительно безболезненно в силу естественного накопления интеллекта, а не через “коллапс”.
В XXI веке важной проблемой по-прежнему является проблема сокращения потребления энергии, сокращения значительного, по крайней мере, на порядок. Придется максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребления энергии и ресурсов в расчете на одного жителя.
В технической политике для увеличения производства продукции на душу населения при меньших затратах следует использовать ресурсы с наибольшим эффектом, совершенствовать и менять технологии, способствующие обеспечению энерго- и ресурсосбережения. Эти проблемы должны решаться в русле превентивной экологической стратегии: снижения развития экологически опасных производств (металлургии, химических, энергетических), максимального сокращения потребления первичной биологической продукции и т.д.
А какие новые подходы должны быть в экономической политике? Очевидно, полезно вспомнить мнение великого хранителя природы Жака Ив Кусто, который однажды отметил: ”Мне по душе либеральная экономика, но существует глубокое различие между либеральной экономикой, т.е. между свободным предпринимательством, основанным на законе спроса и потребления, и рыночной системой. Рыночная система в том виде, в каком она у нас сегодня существует, вредит планете больше, чем что-либо, поскольку все у нас имеет цену, но не рассматривается как ценность: нынешний рынок не принимает во внимание отдельных последствий, судьба будущих поколений не является одной из составных частей “экономическогоуправления ”.
Современная либеральная рыночная экономика уродлива и цинична и она очень быстро превратила российских чиновников и бизнесменов в хищников. Поэтому необходимо сейчас, в начале XXIвека, провести глубокий социально-экономический и экологический анализ влияния либеральной экономики и рыночной системы на право их существования в современных условиях развития и взаимоотношения общества с природой. Дать принципиальную оценку и определить наиболее приемлемую, обеспечивающую равновесие в развитии общества и природы, экономическую стратегию. Кто же может разработать эту стратегию и обеспечить финансирование ее реализации?
Сегодня практически некому, так как природоохранная структура федерального и отраслевого уровня практически ликвидирована; НИИ. лаборатории отраслевого значения, а также входящие в структуру Российской Академии наук, в основном, прекратили свою
деятельность. Выход один - всю ответственность по выходу из экологического кризиса России, за охрану окружающей среды, как во многих цивилизованных странах Запада, должно взять на себя ГОСУДАРСТВО - ПРАВИТЕЛЬСТВО совместно с соответствующими научными структурами Российской Академии наук.
Как показал 18-20 летний опыт внедрения природоохранных программ и внедрения либеральной рыночной экономики, не могут “справиться соответствующие структуры власти на местах с нарастающим экологическим кризисом, с депопуляцией населения”. Субъекты Федерации на это не имеют ни материальных, ни финансовых ресурсов - в большинстве они дотационные. Коммерческие структуры во внедрении природоохранных мероприятий в большинстве своем не заинтересованы - они прибыли не дают. Сегодня более 50 процентов предприятий убыточны и около 95% муниципальных образований дотационны. Кто же должен заниматься в этом случае проблемами приостановления нарастающей экологической катастрофы, все увеличивающегося вымирания населения России?
В называемый демократами - “застойный период” (в 60-е - 70-е годы) численность населения росла в среднем на 1 млн. в год. С внедрением “рыночных” реформ оно сокращается ежегодно почти на тот же порядок. И чтобы предотвратить это вымирание населения, необходима конкретная программа социально-экологического возрождения страны на длительную перспективу, конкретные сроки, конкретные исполнители, конкретное финансирование. Необходимо также объявить национальным проектом -”Экологическая безопасность России».

Литература:
1.   А.Н. Трешневиков, Президент не слышит экологов, М, Экос-Информа 2002, 109 с.
2.   В.В. Попов, Ю.Г. Сафонов Минерально-сырьевая база топливно-энергетического и
металлургического комплексов России, М. ИГЕМ РАМ, 2006. 301 с.
3.      “Россия в цифрах”. Госстат Р.Ф., 2006. 480 с.
4.      В. Словецкий, “Москва утонет в мусоре?”. Мир новостей, № 40, 2007.
5.      Государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2004, 2005. 2006 гг. Минприроды Р.Ф.
6.      В.Ф. Протасов, Трешневиков А.П.. “Не пришлось бы жить в противогазе”, Парламентская газета. Издание Федерального собрания Российской Федерации, 05.07.2004.
7.      В.Ф. Протасов, Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России, М. “ФиС”, 2001,620 с.

Оставьте свой комментарий

Вы должны войти, чтобы иметь возможность комментирования.